Дети внимательно наблюдают за всем, что происходит вокруг них. Из увиденного ребенок делает свои выводы, основывает свое поведение. В раннем детстве он как бы приспосабливается к окружающей его среде. Первый год жизни у него уходит в основном на «изучение» своего тела. Он учится координировать движения рук и ног, менять положение в соответствии со своими желаниями.
В дальнейшем он учится видеть и по-своему истолковывать увиденное. Он учится слышать, чувствовать, различать запахи и вкус пищи. Со временем он начинает обнаруживать свои достоинства и недостатки. При столкновении с трудностями ребенок пытается их преодолеть либо сдается.
...Эдит родилась без правой руки, а ее сестра-близнец — полноценной девочкой. Несмотря на столь серьезное увечье, Эдит выполняла одной рукой все то, что делала ее сестра двумя руками. Когда девочки начали ползать, то Эдит не отставала от сестры. Она отталкивалась пятками и скользила на спине. Она научилась самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, зашнуровывать обувь, причесываться и принимать ванну — все с одной левой рукой. В дальнейшем она умело выполняла домашнюю работу и даже хорошо шила. Эдит вышла замуж и стала прекрасной матерью семейства.
Однако будем справедливы: мать Эдит помогала ей с первых дней жизни не замечать физический дефект и приучила ребенка все выполнять одной рукой. В результате Эдит всегда чувствовала себя полноценным человеком.
...Аллан заболел полиомиелитом в пятилетнем возрасте. Мышцы правой ноги оказались атрофированными. Мать всячески стимулировала физические упражнения сына. Весьма рекомендовалось плавание, и Аллан с большим упорством стал им заниматься. К шестнадцати годам он полностью преодолел физический недостаток и даже стал одним из лучших пловцов в студенческой команде.
...Четырехлетняя Маргарет, младшая из четырех детей, родилась с серьезным дефектом зрения. Она не была слепой, но к четырем годам оказалась совершенно беспомощной. Мать одевала девочку, кормила и водила ее за руку. Все в семье за ней ухаживали и старались ее развлекать. Столкнувшись с физическим дефектом ребенка, родители сдались и стали все делать вместо него. Они способствовали появлению у девочки полной беспомощности и сосредоточенности на физическом дефекте.
От окружающих взрослых людей и в первую очередь от родителей зависит процесс формирования у ребенка различных стремлений. Желание маленькой Эдит не отставать от своей сестры восхитило ее маму, и она всячески поддерживала усилия дочери. Готовность Аллана помочь себе в трудной ситуации прибавило сил его матери, и она всеми силами способствовала увлечению сына занятиями плаванием. Полный отказ девочки от борьбы с беспомощностью вызвал жалость у всех, кто окружал Маргарет. В результате ее жизнь оказалась очень ограниченной. Из приведенных примеров видно, насколько важно поддерживать первоначальное стремление ребенка к преодолению различных трудностей.
Дети благодаря общению познают окружающий их мир. Первая улыбка ребенка — это его первое движение к социальному контакту. Он улыбкой отвечает на добрые, ласковые слова окружающих, и от этого сам получает удовольствие. Его контакт с внешним миром постепенно растет. В этом процессе ребенок встречает различные препятствия, которые он либо преодолевает, либо сдается без всяких усилий.