Праздник Масленицы и ее многочисленные аналоги имеют вполне четкие каноны отмечания и для православных и католиков во всем мире. В этих праздниках причудливым образом переплелись древние языческие верования и церковные каноны. Тем не менее, православная Масленица должна отличаться от разгульных языческих культов, должна быть символом покаяния.
Изначально древние славяне праздновали праздник весны, который отмечался в дни весеннего равноденствия. Этот день по традициям волхвов был очень энергетически сильным, поэтому люди возносили хвалу богу солнца, призывали весну, совершали обряды плодородия. После крещения Руси и пришествия христианских праздников, именно на период весеннего равноденствия стал выпадать Великий Пост, когда запрещены веселье и пышные застолья. Потому православная Масленица и стала праздноваться в последнюю неделю перед началом Великого Поста, а дата проведения Масленицы стала зависеть от лунного календаря и даты Пасхи.
В ряду православных праздников Масленица стоит несколько особняком. Уж очень она выделяется своими особенными традициями. Ведь православная церковь вовсе не одобряет такого чревоугодия с огромным количеством съедаемых блинов на Масленицу, безудержного скоморошьего веселья, борьбы и соревнований. Ближе всего к традициям православия стоит последний день Масленицы – Прощеное воскресение. Именно этот день и должен искупать разгулье всей предыдущей недели. Ведь духовное очищение, всепрощение и доброта берут верх над всеми пороками и слабостями человека. Поэтому в воскресенье традиционно посещают службу в церкви, после которой искренне просят прощения друг у друга за былые обиды и прегрешения.