В русском языке существует большое количество слов, которые пишутся в несоответствии с правилами орфографии. Они вызывают трудность в написании, поэтому учителям необходимо грамотно организовать работу по запоминанию учащимися данной лексики. В преподавании русского языка изучению слов с непроверяемыми орфограммами отведено достаточно времени. Но работу с ними
планирует учитель. До недавнего времени было принято считать, что основным видом контроля знания написания проверяемых орфограмм являлся словарный диктант. Но практика показывает, что использование только этой контрольной работы неэффективно. Словарный диктант должен быть конечным результатом емкой кропотливой работы учителя и ученика совместно с родителями.
Учащиеся должны знать значение, происхождение, морфемный состав словарных слов. Для прочного запоминания орфограмм в словах необходимо установить связь между образом обозначаемого ими предметов, явлений, действий их звучанием и написанием. Поэтому для этого используются различные методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Лингвистические словари при изучении слов с непроверяемыми орфограммами – необходимый инструмент на каждом уроке русского языка.
Наглядный материал - прекрасный помощник для запоминания словарных слов. Например, при изучении написания слова хризантема можно использовать иллюстрацию с изображением этого цветка, также живые хризантемы. При этом произнести слово хризантема, обратиться к толковому словарю, найти его значение. После чего правильно записать, произнести, подчеркнуть орфограммы, записать их в составе словосочетания. Также важно определить его морфемный состав, подобрать однокоренное слово.
Через несколько уроков необходимо провести предупредительный словарный диктант, осуществить взаимопроверку работ по образцу, предложить учащимся выставить оценки друг другу. Провести работу над ошибками. Лишь только после этой проделанной работы писать контрольный словарный диктант.
Следует помнить, что после контрольного диктанта не следует забывать изученное, так как без закрепления знаний материал быстро забывается.
Таким образом, работа по изучению словарной лексики требует последовательности и системности.
Помните: работая над словарными словами, вы развиваете речь ребенка.